Почти без спойлеров, нелестное и насквозь ИМХО.Для начала, скажу, что я давно металась, пытаясь найти какую-нибудь "непривычную" книгу, что-нибудь не из того круга авторов, в котором я нахожусь последние несколько лет. Хотелось чего-нибудь качественного, хорошего, про любовь, про чувства, чуть-чуть о прошлом. Выбор пал на Памука: о нем я слышала что-то краем уха, и отзывы хорошие, и Нобелевская премия, и искомая история любви богатого молодого человека и бедной красавицы.
Даже мамино "скука смертная" меня не испугало и не насторожило. Мама никогда не была для меня авторитетом в вопросах литературы.
О, друзья мои, сколько же раз мне хотелось захлопнуть книгу и убрать ее на дальнюю полку! Как сильно я боролась с искушением бросить и как тяжело мне было переубедить себя и заставить дочитать до конца, чтобы "не жаль было потерянного уже времени".
"Первые страницы книги просто переполнены какой-то из ряда вон чувственностью и эротизмом без откровенных при этом описаний, но с четким указанием, что п****ц обязательно случится и что книга, собственно, вся про него.
С первых же страниц мы видим именно интроверта, который поглощен осмыслением только своих ощущений, собственного вселенского счастья и не менее вселенского страдания. он, как-то изначально, - старьевщик-фетишист." (с)
Начиналось все вполне себе хорошо. Есть главгерой, состоятельный молодой человек, у него есть замечательная и любимая (!!!) невеста, с которой они уже "дошли до конца" (на минуточку, дело таки происходит в Турции 70-х годов, потихоньку европеизирующейся, но по-прежнему с сильными моральными устоями, соответственно, потеря девственности до свадьбы - позор и ужас!), у него есть друзья, все перспективы светлого будущего. И вот этот герой внезапно встречает дальнюю родственницу, которую давно не видел, красивую, но бедную, и влюбляется. Она становится его любовницей, они тайком встречаются, у них любовь и помидоры. Напомню, у главгероя уже есть милая невеста, которая уже не девица, что его же рук дело, и которая
Далее все превращается в занудную тянущуюся резину, во время действия которой мы узнаем, что главгерой злюка, нытик, алкоголик, латентный маньяк, совершенно бессовестный клептоман и фетишист. Запущенный клептоман и клинический фетишист.
Середина книги, то есть страниц триста-четыреста, - это однообразная повторяющаяся тягомотина.
Потом, в последние страниц сто, сюжет оживает. Слегка и неохотно. Потом - продолжительное заключение.
Скажу еще вот что: возможно, я мыслю слишком предвзято, но сам герой был мне совершенно отвратителен. Его патологическая любовь к героине, кстати, девице весьма капризной и эгоистичной (о которой, почему-то, все отзывались лестно), описанная столь занудно, - вызывает только жалость на грани с отвращением.
Не знаю, может, если бы на месте главного героя была бы женщина, я бы хоть как-то проще воспринимала потоки любовных переживаний.
В конце концов, герой заявляет в последних строках, что был счастлив все это время. Сомнительное счастье, на мой взгляд, но оно может свидетельствовать, возможно, о пристрастии главгероя к садомазохизму.
Идея всего романа, идея о памяти, о музеях, о музеях воспоминаний, которая вполне очевидна по сюжету вообще и которую так упорно пытался вывести автор, запросто можно пропустить под конец, когда уже главным желанием становится "дочитать уже скорее", быстро пробегая усталыми глазами по строчкам.
Черт его знает, может, это я черствая идиотка и не понимаю высоких чувств, но я как-то живу с твердым убеждением, что чувства как-то надо контролировать и поступать осмотрительно, хотя бы изредка, когда сносит башню. Что думать нужно не только о себе, но и том, кого любишь. Герои же, оба, эгоисты, каких мало и к которым невозможно чувствовать ничего другого, кроме презрения. Возможно, именно поэтому книгой я не прониклась и даже сказать ничего хорошего не могу.
А, нет, могу. Главным (и единственным) достоинством книги я считаю описание Стамбула и стамбульской жизни 70-80-х годов, которая меняется, изменяется в сторону Европы, извечно пытаясь остаться Азией. Это было очень интересно и любопытно. Город оживает, город действительно существует в романе, вместе с жизнью героев, которые упоминаются на его страницах, и о которых можно догадываться.
И еще обложка у книги красивая.